Библиотека Алвара Аалто в Выборге

Здание Библиотеки Алвара Аалто в Выборге


Здание Библиотеки Алвара Аалто в Выборге. Нарезка

После очередной поездки в Выборг и осмотра местной достопримечательности  Библиотеки Алваро Аалто (памятника архитектуры федерального значения с 1995 года)  наконец нашлось время разобраться в истории этого места и почитать биографию архитектора.
И вновь вспомнился разговор с преподавателем по истории дизайна на втором курсе института:
 А знаете ли вы кто такой Алвар Аалто?
 Неет...  ответили мы, нерадивые студенты.
 Эх, Вы!
С тех пор, честно говоря, немногое я успела узнать о личности и творчестве этого архитектора, но имя его запомнила навсегда. А когда узнала, что в Выборге есть библиотека, построенная по его проекту, стала приходить туда всякий раз, когда приезжаю в этот город. И конечно же все мои друзья-товарищи в обязательном порядке приходят туда со мной при знакомстве с городом. Я считаю, что обязательно нужно увидеть это здание, которое так и излучает положительную мощную энергетику, которой зарядил его архитектор! И так, начнем...

Алвар Аалто 

Алвар Аалто (1898-1976)  финский архитектор. Родился в местечке Куортане, в ста километрах к юго-востоку от города Вааса. Отец его, инженер  землеустроитель, увлекся симпатичной девушкой с почты, дочерью преподавателя лесного училища. У них-то и родился сын Алвар - будущий архитектор. Он рос в деревне Алаярви, среди поэтической северной природы, учился в Ювяскюля, потом  на архитектурном факультете Хельсинского Политехнического института. Как проектировщик  – «руководитель проекта», в 1923 году он основывает свое проектное бюро в Ювяскюля. В 1925 году он женится на своей сотруднице, тоже архитекторе, Айно (1898-1949 гг.). В 1927 г. его бюро переносится в Турку, а в 1933 г.  в Хельсинки, где Аалто участвует в коммерческом предприятии по меблировке и оформлению помещений.

Творческий путь Алвара Аалто  от строго геометрических форм к самобытному сочетанию национальных традиций, от принципов функционализма к свободе и гибкости пространственных композиций, гармонично вписанных в природную среду. Как архитектор он начинает в духе «скандинавского романтизма». В начале 1920-х годов это направление сыграло значительную роль в борьбе с эклектикой и подражанием историческим стилям, но вскоре сменилось неоклассицизмом, а затем и функционализмом (сформировавшимся под влиянием советского конструктивизма). Развитие принципов функционализма и поиск способов использования финского дерева приводит Аалто к собственному стилю создания свободной формы.
Многослойный характер финской культуры  смешение элементов западной цивилизации, пережитков доисторических времен и средневековья  отразился на творчестве архитектора, придавая его произведениям внутреннее напряжение. Сочетая национальные традиции с принципами функционализма и органической архитектуры, архитектор достигал свободы и выразительности объемно-пространственной композиции, вписанной в природную или городскую среду. 
Спроектированные под его руководством здания построены в восьми европейских странах, Ираке и США, но большая часть его работ выполнена в Финляндии.

Здание Библиотеки Алвара Аалто в Выборге

Еще в 1927 году он начал работать над конкурсным проектом здания Выборгской муниципальной библиотеки, ознаменовавшим его переход к собственному творческому стилю. Снаружи здание выполнено в стиле функционализма, но внутренняя планировка уже обнаруживает будущего творца. Это деревянный извилистый потолок в зале для чтений и потолочное освещение в абонементном зале. Средняя часть здания заглублена - характерная черта и последующих библиотек Аалто.

Здание Библиотеки Алвара Аалто в Выборге. Нарезка

Выборгская библиотека строилась в 1930-1935 годах, и доработку проекта в 1934 г. Аалто вел в Терийоки. Вот как вспоминает об этом проходивший тогда у него студенческую практику Йонас Седеркрёйц. «Алвар полагал, что он с семьей и сотрудниками мог бы провести лето в Терийоки, неподалеку от Выборга. На берегу моря, среди красивой природы, он мог бы сочетать архитектурную работу и летний отдых, как это у него делалось. Я получил задание найти подходящее для этого место. Летним домом оказалось дача моей тети Марты Седеркрёйц».
Дача находилась на берегу моря в Оллинпяя  части нынешнего Зеленогорска, западнее Торгового Центра. В штате А. Аалто тогда были лишь его жена Айно Аалто, архитектор Диедрих Дальберг (в свое время работавший у Нобеля в России) и сам практикант. К работе приступали зачастую лишь в 10-11 часов, «но заканчивали не в одно и тоже время - если у Алвара было вдохновение, кончали поздно ночью (...). Наши с Дальбергом чертежные столы находились в небольшой комнате, где, таким образом, было рабочее помещение. Сам Алвар работал в своей комнате, откуда время от времени выходил к нам».
«Это лето было жарким. Мы потели не столько над вычерчиванием здания Выборгской библиотеки, сколько под жарким солнцем. Дети Алвара и Айно, 9-летняя Иоанна и 6-летний Гамилькар играли на берегу, и Айно зачастую просто занималась детьми». «Нам в рабочем помещении было достаточно работы, но характерно, что у Алвара Аалто хватало времени и на многое другое. Этим летом он занимался автомобилизмом и собрался между делом съездить посмотреть местные достопримечательности». Посетили на автомобиле, в частности, мост через Раяйоки (р. Сестра), Линтульский монастырь, «Могилу любви» в Ваммельсуу и батареи в Ино. Побывали также в доме - мастерской Ильи Репина в Куоккала. Когда Аалто проектировал свой «круглый стол», прототипом, возможно, был круглый стол Ильи Репина».
«Алвар Аалто был взыскательным и одновременно вдохновляющим работодателем. Он вносил в работу воодушевление и прямо-таки излучал энергию и идеи. Он оказался вдохновенным рассказчиком. Помню, как мы часами его слушали, очарованные его речью. Алвар часто рассказывал о легендарной фигуре своей молодости, Аугусте Нюберге, который заметил Алвару: «Однако, запомни, Алвар, что если хочешь преуспеть в жизни, надо «бить на поражение». Из поездок молодому практиканту запомнилась энергичность действий и последующего воспроизведения виденного и слышанного; «Алвар так восхищался, рассказывая, где Мы побывали, что мне казалось, будто я там и не был - настолько красочным, живым и детальным было его описание!».

Архивное фото

Аалто осуществлял великолепные решения. Он проектировал залы для выдачи и чтения книг так, что в стенах не было ни одного окна. Поверхность стен была оставлена для книжных полок. Свет падал из круглых окон в крыше. Для эксперимента с освещением было решено построить миниатюрную модель. В Терийоки не было мастерской для изготовления моделей, поэтому работу сделали своими силами. Трудности были с изготовлением в крыше круглых отверстий. Поскольку их было 57 штук! Тогда мне вспомнились коробки одного оптового торговца яйцами, в которых были продырявленные пластины для яиц. Я сходил узнал у коммерсанта, который производил коробки. Тот, кто делал пластины, согласился помочь нам. Подсчитали, сколько надо пластин, чтобы размер окон в модели соответствовал натуре. Вычертили на пластинах отверстия и повезли делать дырки. Склеив продырявленные пластины, установили «крышу» на картонные стены. Модель выставили перед дачей и ориентировали по сторонам света так же, как должно было стоять здание библиотеки в Выборге. Теперь можно было проверять действие солнечного света в разное время. Результат, по мнению Алвара Аалто, был хороший и убедительный. По сути, именно в этом проекте библиотеки была начата серия экспериментов с «архитектурой света». Аалто и в дальнейшем уделял очень большое внимание организации освещения в зданиях, считая, что свет формирует пространство, выявляет пластику конструкций, служит мощным средством воздействия на эмоции.

Хотелось бы отметить еще один интересный факт биографии и творческой деятельности архитектора. Аалто подписывал все свои работы «Айно и Алвар Аалто». Это содружество было необычным, как и все связанное с Аалто. Взаимоотношения Аалто с супругой базировались на общности взглядов со студенческих лет. Секрет долголетней общности взглядов заключался в том, что они дополняли друг друга. Аалто был неспокойный, нерасчетливый человек; Айно  сильная, настойчивая и молчаливая. Айно умерла в 1949 году, но ее имя осталось навсегда связанным с творчеством Аалто. Он всегда ставил имя Айно перед своим, но она говорила, что только Алвар творец. Однако она как архитектор неназойливо, но искренне высказывала свое мнение обо всем, что касалось работы и образа жизни Аалто. Аалто умер в 1976 году.


http://aalto.vbgcity.ru  сайт библиотеки.

http://aalto.vbgcity.ru/node/139  замечательная статья "Центральная городская библиотека А. Аалто: история и современность".


http://aalto.vbgcity.ru/node/28 – интерактивный план этажей здания библиотеки.

http://vbgcity.ru/pg/?mg=lzal.swf  панорама лекционного зала, для которого были придуманы всем известные табуреты, стулья и кресла ИКЕА. С той лишь разницей, что изначально табуреты были трехногими. Так же здесь отлично можно рассмотреть выразительный акцент – волнообразный потолок, сделанный полностью из дерева. Данная волнистая курватура визуально связывала стены и прочие элементы строения с окружающей природой, а по-прошествии времени, она стала характерной чертой «фирменного стиля» Алваро Аалто.


http://vbgcity.ru/pg/?mg=aalto1.swf – огромное кубическое пространство абонемента, залитое естественным светом, который обеспечивается 57 зенитными фонарями, расположенными на потолке.


http://vbgcity.ru/pg/?mg=aalto3.swf  панорама отдела периодики. Обратите внимание на аутентичные двери - лично я их обожаю!

http://vbgcity.ru/pg/?mg=aalto2.swf   Детская библиотека.

P.S. Знали бы мы об этих панорамах, не подглядывали бы в окна! :)